devadivnaya.ru

Болят зубы при игре на кларнете

Движение языка и губ при игре на кларнете

При извлечении звука язык кларнетиста выполняет роль клапана, так как звук возникает лишь тогда, когда выдыхаемая струя воздуха в результате отталкивания языка от трости получает доступ в инструмент. Движения языка находятся в прямой зависимости от характера музыки. Для начала вступления или певучей фразы в pp необходимо осторожное прикосновение языка к трости и очень спокойное отталкивание.

При игре legato язык должен находиться в совершенно спокойном состоянии, чтобы не нарушалась плавность движения звуков. Для исполнения острых акцентов (sforzando) язык следует четко и быстро оттолкнуть от трости, как бы произнося слог “та”. При исполнении отрывистых звуков (staccato) не следует резко прикасаться языком к трости, но убирать его надо очень быстро, как бы произнося слог “тат”. Отдельные не связанные звуки (non legato) требуют плавного движения языка, как бы при произнесении слога “да”.

При игре staccato между отдельными звуками возникают паузы, при legato и non legato пауз быть не должно. Необходимо строго следить, чтобы каждое движение языка очень точно совпадало с движениями пальцев.

Наиболее тонкую работу – регуляцию колебания трости и предотвращение утечки воздуха – кларнетист осуществляет губами. Нижняя губа непосредственно соприкасается с тростью и является как бы мышечной перегородкой между ней и зубами. Нажимая на тонкий конец трости, кларнетист регулирует ее колебание. От правильности положения губы на зубах зависит качество звука, его широта, динамика и интонация.

Для извлечения нужного звука необходимо произвести легкий удар языком по трости. При этом, чтобы не получилось щелчка до возникновения звука и не было травм языка от колеблющейся трости, удар следует производить не по концу мундштука, а немного ниже. Наносится он не концом языка, а его спинкой. Для более четкой атаки (начало звука) в момент удара произносятся слоги “ту” или “дэ” и т.д.

Язык выполняет также роль своеобразного клапана. Он прерывает и регулирует поступление воздуха в щель мундштука. Как известно, звук появляется не в момент удара, а при отдергивании языка от трости. В результате четкость атаки зависит от двигательной энергии языка, быстроты его отдергивания, что требует выработки определенных навыков.

Перед началом игры надо расправить площадку подбородочной мышцы, не напрягать ее, губы, не сильно прижимая к зубам, растянуть как бы в улыбке. Ориентиром правильного положения нижней губы является ее кромка, которая должна быть хорошо видна.

Верхняя губа на срезе мундштука (клюве) служит своеобразным клапаном, предохраняющим от утечки воздуха; при помощи лицевых мышц ею регулируется интонационная чистота.

Губы очень легко ранимы, ученику нужно помнить, что любое, даже слабое повреждение может привести к тому, что игра на кларнете станет невозможной.

Принято считать правильной постановку мундштука в центре рта, это вполне оправдано. Однако не следует забывать, что звучащее место на губе не у каждого начинающего совпадает непосредственно с центром, могут быть незначительные отклонения. Поэтому наиболее удачную постановку надо искать индивидуально.

Необходимо сразу же научить кларнетистов правильно держать мундштук. Ученики должны помнить, что звучание теряет тембровую окраску, становится чрезмерно кричащим, интонационно фальшивым, если мундштук глубоко взят в рот, так как при этом удлиняется колеблющаяся часть трости. В противном же случае звучание более тембристо, но зажато, малодинамично, тяготеет к свисту (кикс). Определить правильное положение мундштука в какой-то мере помогают губы. Если они тонкие, то клюв мундштука виден примерно на три четверти, нормальные – чуть меньше половины, полные – около половины.

Если все регистры кларнета звучат сочно, объемно, все диапазоны заполнены звучащими обертонами, значит и сама постановка мундштука правильная. Обычно каждому ученику присуща своя постановка, и наиболее полно раскрывающую все. его возможности приходится искать на занятиях, экспериментируя, то есть чуть изменяя положение мундштука и сопоставляя его со звучанием инструмента.

Про саксофон

Про саксофон. Новое слово — амбушюр. Положение губ, языка и лицевых мышц саксофониста при игре на саксофоне. Губы, охватывая трость, регулируют её вибрацию и воздействуют на звук. Амбушюр меняется при извлечении звуков различной высоты и силы.

Урок 1.4 Амбушюр саксофона

Урок ведет Николай Годына:

Про саксофон. Поговорим об амбушюре саксофона

Слово амбушюр происходит от французского слова bouche (бушь) — рот и определяет способ, каким саксофонист напрягает лицевые мышцы и складывает губы при игре на саксофоне.

Амбушюр, пожалуй, самый спорных элемент обучения игре на саксофоне.

Почему тема амбушюра вызывает столько споров на тематических форумах?

Читать еще:  Болит висок справа и глаз и зуб

Дело в том, что огромное количество музыкантов используют совершенно разные способы сложения губ. Другими словами, у них разный амбушюр. Это означает, что, в принципе, не так важно как вы складываете губы и какой у вас амбушюр. Важно только то, что у вас получается в результате.
Если у вашей игры хороших звук и вы записываете платиновые альбомы, то кому какое дело как вы ставите губы на мундштуке?

Тем не менее, есть некоторые основополагающие вещи, которые необходимо знать об амбушюре, чтобы добиться того или иного звучания.

Про саксофон. Основополагающие вещи

Самое главное, что необходимо знать, это положение зубов на мундштуке и положение нижней губы.

Возьмите в руки мундштук. Лучше если сверху на мундштуке, в месте где будут располагаться зубы, будет установлена защитная наклейка.

Защитная наклейка на мундштук предназначена для того, чтобы зубы не скользили по мундштуку. Наклейки выпскаются прозрачными или черными. Выбирайте на свой вкус.

Когда вы начнёте нервничать и кусать мундштук, эта копеечная штучка защитит дорогой мундштук

Поставьте верхние зубы на мундштук примерно в сантиметре от его края.

Расстояние от края мундштука подбирается индивидуально. Куда следует поставить зубы зависит от:

  • прикуса;
  • толщины губ;
  • формы мундштука;
  • и других показателей.

Про саксофон. Как глубоко ставить зубы на мундштуке?

1. Зубы поставлены на самый край мундштука. Саксофонисты говорят в этом случае: «взять мало мундштука». При этом, звук саксофона получается мягким, ватным.
Такой звук для игры не подходит. Он является частой ошибкой начинающих саксофонистов.

2. Если поставить зубы далеко от края — «взять много мундштука» — получается резкий, громкий и неконтролируемый звук.

3. Если поставить зубы в какое-то промежуточное положение между этими крайними постановками, получится относительно правильный вариант.

Про саксофон. Самый важный момент амбушюра

После установки верхних зубов на наклейку наступает самый важный момент в амбушюре — постановка нижней губы.

Нижняя губа ставится близко к нижним зубам, но не заворачивается на зубы. (Впрочем есть амбушюры, особенно в академической школе, где нижняя губа заворачивается на зубы).

Нижняя губа должна стоять чуть выше зубов, как бы опираясь на зубы своей внутренней частью.

Иногда в старых учебниках по саксофону можно встретить рекомендации играть на «полуулыбке». Это старая кларнетовая школа. Она в настоящее время не используется даже в игре на кларнете. Большинство кларнетистов перешли на «французскую» постановку как у саксофонистов. Такая постановка напоминает положение губ при насвистывании. То есть, губы образуют не две плоские полоски, которые зажимают мундштук сверху и снизу. А губы образуют что-то наподобие резинового кольца, которое охватывает мундштук со всех сторон.

Попробуйте потренироваться в выполнении амбушюра перед зеркалом.
Если подбородок уходит вверх, значит, вы делает это не правильно.

Подбородок должен образовывать подобие лопаточки и быть достаточно растянут.

Про саксофон. Как определить правильное расположение мундштука

Одним из способов выяснить правильное положение какого-то конкретного мундштука, является способ «визитной карточки».
Просуньте визитку между тростью и корпусом мундштука. Там где визитка остановится должна располагаться нижняя губа.

При таком расположении нижней губы трость во рту находится в положении самом лучшем для игры. То есть, край трости находится в свободном состоянии и может вибрировать. При этом, нижней губой будет возможно поджимать трость и, тем самым, регулировать звук саксофона.

Про саксофон. Еще про амбушюр.

Петр Риттер рассказывает о постановке лицевых мышц во время игры на саксофоне.

От работы лицевых мышц зависит звук саксофона.

Главная деталь в звучании саксофона — трость. Цель работы лицевых мышц саксофониста сделать так, чтобы трость свободно вибрировала и ей ничего не мешало.

Основную проблему для трости может составить нижняя губа. Только она имеет контакт с тростью.

Чтобы трость свободно вибрировала необходимо открыть рот, расслабить мышцы нижней челюсти и немного напрячь мышцы подбородка. В этом случае нижняя губа ляжет на зубы и станет упругой как пружина. Это даже можно проверить если до неё дотронуться пальцем.

Если все сделать правильно, трость будет находиться на мягкой упругой пружине и будет свободно вибрировать.

Существуют две поставновки лицевых мышц при игре на саксофоне. Единственное отличие между ними это положение нижней губы.
1. В постановке, которую рекомендует известный педагог Ларри Тилл — нижняя губа ставится на нижние зубы. И она не подворачивается!

Многие саксофонисты играют с подвернутой губой. Из-за этого саксофон у них звучит ущербно.

2. Педагог Джо Аллард рекомендует вовсе не опирать нижнюю губу на зубы.

По мнению Петра Риттера нет никакой разницы на какой постановке играть. В то же время, на первой постановке научиться играть намного легче. Поэтому такая постановка является предпочтительной для начинающих саксофонистов.

Еще важные дополнения:

  • во время игры гортань следует держать максимально открытой, как при зевке;
  • язык касается кончика трости только при атаке или снятии ноты.

Задавайте вопросы в комментариях и переходите к пятому уроку:

Урок 1.5 Как играть на саксофоне. Извлекаем первый звук

Чтобы передохнуть послушайте приятную мелодию:

Изучение состояния пародонта передней группы зубов у музыкантов, играющих на духовых инструментах

При изучении стоматологических заболеваний исследователи уделяют недостаточно внимание специфическим стоматологическим проблемам музыкантов, играющих на духовых инструментах. Между тем, игра на духовом инструменте связана со сложной координационной работой зубочелюстной системы и особой техникой дыхания.

По данным зарубежных авторов, на качество жизни миллионов музыкантов, исполнителей—профессионалов оказывают существенное влияние вовремя не диагностированные и не вылеченные патологические процессы в челюстно-лицевой области. Среди них наиболее часто встречаются патология пародонта и деформации зубных рядов.

Игра на духовых инструментах более 3 часов в день уже является значимым фактором риска развития патологических процессов, что должно учитываться врачом-стоматологом.

Прогрессирующие стоматологические заболевания, такие, как, пародонтит, деформации, повышенное стирание напрямую влияют на качество извлекаемого музыкального тона, что ведет к «профнепригодности».

Целью настоящего исследования явилось сравнительное изучение состояния тканей пародонта у музыкантов, играющих на духовых и ударных инструментах.

Обследовано 80 музыкантов-мужчин, курсантов Московской военной консерватории (МВК), играющих на духовых инструментах с внутриротовым амбушюр (основная группа). Контрольную группу составили курсанты-музыканты этой же музыкальной консерватории, играющие на ударных инструментах, — 20 человек. В основную группу вошли музыканты-трубачи курсанты МВК с 1 по 4 курс по 20 человек с каждого курса. Возраст курсантов как основной, так и контрольной групп составил от 17 до 25 лет. Ежедневная средняя продолжительность занятий на инструменте составляла 3 часа в сутки. Все обследуемые пациенты имели физиологическую окклюзию и интактные зубные ряды.

Обследование проводили по общепринятой схеме: опрос, осмотр. При осмотре полости рта оценивали внешний вид слизистой оболочки, цвет, отечность, кровоточивость десен, определяли наличие мягких и твердых над- и поддесневых зубных отложений, глубину пародонтальных карманов.

Стоматологический диагноз ставили на основании клинического обоснования и результатов клинико-инструментальных исследований: упрощенного индекса гигиены полости рта по Грину-Вермиллиону (ИГР-У), индекса РМА в модификации Parma, индекса CPI. Состояние демпфирующей способности пародонта изучали при помощи периотестометрии на аппарате «Периотест 3218».

Результаты и их обсуждение. Индекс КПУ в контрольной группе составил 6,3, практически такой же, как и в основной группе на 1 курсе, но по мере увеличения стажа профессиональной игры на духовом инструменте показатели ухудшаются: к 2 курсу — на 6,5 %, к 3 курсу — еще на 0,5 % и на 4 курсе еще на 9,9 %. Таким образом, за 4 года показатель КПУ вырос на 7,6 % за счет показателя «П».

Показатель индекса ИГР-У у пациентов контрольной группы так же, как и КПУ соответствует показателю в основной группе на начальном курсе и равен 1,8. Он как и КПУ увеличивается к 4 году обучения, аналогичная динамика этих показателей свидетельствует об их взаимосвязи с опережающим ухудшением гигиены полости рта. К 4 курсу индекс гигиены ИГР-У ухудшился на 50 %.

Индекс РМА изначально в контрольной группе недостоверно ниже, чем у курсантов 1 курса, хотя в контрольную группу входят студенты разных курсов. С увеличением стажа игры на духовых инструментах мы выявили ухудшение показателей индекса РМА к 4 курсу на 2,7 %.

Динамика индекса CPI схожа с индексами ИГР-У и КПУ. На 1 курсе в основной группе показатель примерно соответствует данным в контрольной группе. С увеличением стажа игры на инструменте количество пораженных секстантов увеличивается на 53 %.

Данные периотестометрии свидетельствовали о нарушении демпфирующей способности пародонта передних зубов нижней челюсти у курсантов-трубачей уже на 1 курсе МВК. С каждым годом занятий на духовом инструменте продолжает снижаться демпфирующая способность пародонта. На 4 курсе у 9 курсантов из 20 (45 %) показатели периотестометрии передних зубов соответствуют пародонтиту легкой степени тяжести.

Изменения показателей периотестометрии у разных групп зубов были различны. На верхней челюсти у 480 изученных зубов не было отмечено превышения показателей. На нижней челюсти, наоборот, нами отмечено почти у каждого курсанта нарушение демпфирующей способности пародонта резцов, причем с увеличением курса обучения показатели ухудшаются.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о наличии нарушений в пародонте преимущественно на нижней челюсти в области передних зубов, прогрессирующей по мере увеличения продолжительности игры на духовом инструменте.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что музыканты, играющие на духовых инструментах, составляют группу повышенного риска развития пародонтита в переднем отделе зубов в результате перегрузки тканей пародонта во время игры на духовом инструменте и нуждаются в проведении профессиональных лечебных и профилактических мероприятий, включая обучение гигиене полости рта и мотивированию к уходу за зубами и пародонтом.

А.Н. Михайлов, А.В. Огарёва, И.В. Золотницкий, С.А. Хрынин
ГОУ ВПО «МГМСУ»

О музыкантах оркестра. Кларнет.

Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).

Продолжаем рассказ о деревянных духовых.

Классический состав группы: флейта, гобой, кларнет, фагот.

Теперь знакомьтесь, Кларнет:

– Простите, но почему у вас член с дырками?

– Понимаете, жена очень брезгливая, и держит только вилками.

– А как же вы в туалет, простите, ходите?

– Да ничего, привык, я кларнетист, аппликатуру знаю.

Кларнет – это необычайно виртуозный инструмент, с очень гибким и благородным звуком.

Свое имя кларнет получил за счет пронзительного звучания в верхних регистрах, которое напоминало звук трубы. В переводе его название “clarinetto” означает «маленькая труба». Это, пожалуй самый удобный и приятный для музыкантов духовой инструмент, который в отличии от флейты требует совсем небольшого расхода воздуха, и в тоже время, в отличии от гобоя, позволяет дышать свободно, а это немаловажно для любого исполнителя. Именно к кларнетистам применима фраза “играет, как дышит”.

Кларнет – это трубка около 70 см., цилиндрической формы. С одной стороны раструб, с другой – мундштук в виде клюва, к которому прикрепляется одна трость (пластинка из тростника). Именно в мундштук кларнетист и впивается зубами, прижимая нижней губой трость. Это выглядит весьма забавно и даже немного эротично:-))). В отличие от гобоя, трости для кларнета производят фабричным способом, и над дополнительной обработкой никто не заморачивается. Так же нет проблем и с “заливом” клапанов, так как все они достаточно большие. Но, есть некоторые восхитительные особенности. Одна из них, что при передувании (увеличении силы дыхания) происходит скачок звука сразу на дуодециму, а не на октаву, как у других “нормальных” деревянных. Именно по этому “Ля” в первой октаве, и “Ля” во второй – это разные аппликатурные позиции. Вот ржака то, хрен запомнишь и разберешься. А невозможность на первых порах заполнить хроматическим звукорядом интервал дуодецимы замедлила вхождение кларнета в оркестр и привела к формированию у него более сложной, чем на других деревянных духовых, системы клапанов. А потому кларнетисты не только закрывают клапана подушечками пальцев, но ещё и нажимают на клапана фалангами пальцев, что смотрится как “растапырка” и это достаточно смешно.

Возможно именно в этом и кроется отличительная черта всех кларнетистов. Они самые веселые и остроумные в любом оркестре. Кларнетист почти всегда душа любой компании, это всегда заводила, с вечными шутками и проказами. Если вы слышите, что в курилке кто-то травит анекдот – не сомневайтесь, это кларнетист.

Всю суть кларнетистов прекрасно отразил Аркадий Эйдман в стихотворении “Кларнетист” (отрывок)

Да, он не знал печальных нот.

Минор всегда звучал мажорно…

Вот и сейчас кларнет поёт

О том, что горя в жизни нет,

Пускай и вам поёт кларнет

Любви божественной хоралы…

Звук кларнета очень похож на человеческий голос, а область выразительности чрезвычайно велика. Кларнетисту подвластно многое, например, своим мрачным и глубоким звучанием изобразить драматические события, или быть светлым, неунывающим и даже шутливым.

Кларнет не только один из самых мелодичных, но и, пожалуй, самый виртуозный из группы деревянных духовых инструментов. Есть у кларнета и еще одно большое преимущество – ему доступно гибкое изменение динамической линии – от интенсивного усиления звука до его значительного ослабления. Кларнет может играть на чуть слышном «пианиссимо», но также способен впечатлить и ярким, сильным и сочным звучанием. За годы своего существования кларнет стал одним из самых востребованных инструментов в музыкальной культуре. Во все времена выразительные возможности этого музыкального инструмента, а также его технический потенциал привлекали композиторов. Кларнет стал одним из последних, кто завершил формирование симфонического оркестра. Кроме того, благодаря своему привлекательному и изящному тембру, он превратился в романтический символ в музыкальном искусстве и завоевал признание слушателей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector